МЕЖДУ СВОБОДОЙ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ
- GenerationY
- 20 февр. 2019 г.
- 3 мин. чтения
Почему современные молодые россияне добровольно идут в армию и как это соотносится с политическим и финансовым развитием нашей страны

Валерия Наумова
Фото: unplash; pixabay
«Россия и президент Путин хотят исправить отношения там, где это возможно, развивать и продвигать отношения со многими странами, особенно с нашими партнерами в Европе, с США, и продолжить это развитие покуда готовы наши партнеры. <...> Через 5 лет мы собираемся тратить менее 3% нашего ВВП на оборонные цели и на производство оружия. Это нельзя сравнивать с расходами Соединенных Штатов. Так что всем нам и президенту Путину не нужна гонка вооружений. Это было подтверждено и заявлено президентом Путиным, и это основное заявление, которое мы должны учитывать», - заявил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков в интервью RT в марте 2018 года.
«В настоящее время количество военнослужащих по контракту уже превосходит численность военнослужащих по призыву", - за год до этого сказал начальник Главного управления кадров Минобороны РФ генерал-полковник Виктор Горемыкин.

Безусловно, одно другому не мешает. И ставить знак неравенства между желанием развивать дипломатию и увеличивать численность армии было бы ошибкой, но… Год от года число «контрактников» в нашей стране неуклонно растет: молодые люди отныне предпочитают добровольно «работать» на армию, нежели чем покупать военные билеты. Иными словами, в данный момент мы являемся свидетелями осознанного милитаризма представителей поколения Y и Z. Что это, удачная деятельность государственной пропаганды или воспитанная тысячелетиями готовность «жизнь отдать за Родину, за (добавить имя царя)»?
Российская армия всегда была престижной. Во-первых, в далекие времена офицерский чин был признаком принадлежности к высшему обществу. Во-вторых, начавшаяся после Великой отечественной войны милитаризация государства сделала военную карьеру и саму войну делом чести: патриотические песни, статность, защита Родины, готовность показать врагу его место, «Кто с мечом к нам придет…» и прочие атрибуты настоящего мужчины. Актуальная причина является симбиозом двух предыдущих. Прежде всего, воинская должность на данный момент является одной из самых высокооплачиваемых в бюджетной сфере, поскольку офицеры получают значительно большую зарплату, чем, к примеру, педагоги и врачи. Затем, Российская Федерация образца 2019 года – это милитаристская
страна, что бы ни говорил Дмитрий Песков в марте 2018 года. Даже если однажды ведущим тезисом российской внешнеполитической доктрины станет «Мир во всем мире», русское сознание не сможет избавиться от почти священного «Деды воевали» и «Можем повторить».

По данным ВЦИОМ, армия у россиян ассоциируется, прежде всего, с уважением, гордостью и надеждой. Более того, 2/3 опрошенных полагают, что каждый молодой человек обязан пройти военную службу. «Наиболее существенные изменения в мировосприятии молодежи (или, более корректно, людей в возрасте от 18 до 25 лет) произошли не в последние годы, а в начале 2010-х, - говорит Виктор Вахштайн, директор Центра социологических исследований РАНХиГС, в интервью журналу The new times. – Именно тогда наши опросы зафиксировали смену приоритетов у студентов и выпускников вузов: госслужба и работа в органах власти стали рассматриваться ими в качестве более желанной альтернативы, нежели «выход на рынок». Все чаще респондентами стала проговариваться стратегия «Поработать в государственной системе, обзавестись деньгами».
Если до 2014 года еще можно было говорить об антимилитаризме молодых поколений, то после возвращения/аннексии Крыма большая часть российской молодежи практически перестала отличаться от старших сограждан из-за своей убежденности в крайней необходимости постоянного наращивания военного потенциала страны. Армия – это социальный лифт, возможность гарантированно иметь место работы, медицинскую страховку и путевки в Сочи раз в год. Молодые люди идут туда осознанно, намеренно и целенаправленно, потому что знают: в государстве, где будущее каждого гражданина слишком размыто в связи с отсутствием и свободного рынка без вмешательства власти, и командной экономики, армия остается единственным шансом на относительно спокойное финансовое существование.

Однако, не стоит игнорировать и положительные изменения российской армии. Казармы и портянки ушли в прошлое: сегодня это модернизированная и достаточно хорошо оснащенная институция, что также небезосновательно нравится россиянам. Госслужба и само государство привлекательно, потому что на данный момент государство – это всё. В более радикальном ключе эту же мысль в 2015 году высказывал журналист и колумнист Андрей Громов: «Люди, завязанные и запертые в рамках государства и работы на него, вынуждены приспосабливаться к ненормальной ситуации. Отождествлять себя с
интересами конкретных людей и структур этого государства. Во всяком случае, пока они платят деньги и обеспечивают хотя бы иллюзию возможностей».
Выходит, российская армия 2019 года – это про финансовую и идеологическую привлекательность. Это про иллюзию выбора: «Армия сделает из тебя мужчину», «Не служил – не мужик» и прочие высокоинтеллектуальные фразы, брошенные вскользь или повторяемые раз за разом, также достаточно сильно давят на юношу. Остается только аплодировать политическим элитам нашего государства: за 10 лет они создали условия, при которых молодой человек между свободой и безопасностью выбирает второе.
Comments